Новым владельцем розничной сети «Продукты у дома», принадлежавшей ранее украинскому ритейлеру «АТБ», стали структуры агрокомплекса имени Ткачёва. Сделка, стоимость которой оценивается в 500 миллионов рублей, позволит компании стать крупнейшим розничным оператором Крымского полуострова.
Согласно данным ЕГРЮЛ, летом 2017 года крымская сеть магазинов «Продукты у дома» («ПУД») сменила собственников и руководителей. Ранее «ПУД» управлялась украинским ритейлером «АТБ-маркет» через ООО «В-траст», ООО «Реверс», ООО «Эссо-Крым» и ООО «Берковец». В «АТБ» сказали, что не работают в Крыму с 31 марта 2014 года. По словам представителя украинской компании, магазины на полуострове были в аренде, информации о нынешнем статусе объектов у «АТБ» сейчас нет, пишет «Коммерсант».
Теперь владельцем «В-траста» и «Реверса» является краснодарское ООО ПУД, чьим собственником, в свою очередь, стал офшор с Маршалловых островов Astrid Finance Inc. Он же получил 100% в ООО «Берковец», а контроль над ООО «Эссо-Крым» перешёл к ООО «Реверс». До лета 2017 года сеть «ПУД» принадлежала ООО «Русский продторг», которым владеет кипрская Altais Kholdings Ltd.
В октябре 2017 года, следует из ЕГРЮЛ, «В-траст», «Реверс», «Эссо-Крым» и «Берковец» возглавила Мария Лисицина, которая может быть близка к семье главы Министерства сельского хозяйства России Александра Ткачёва, владеющей одним из крупнейших в России сельскохозяйственных холдингов агрокомплексом имени Ткачёва. В 2000–2010 годах, когда Ткачёв был губернатором Краснодарского края, Лисицина работала на различных должностях в администрации региона. С июня 2011-го по февраль 2012 года Мария Лисицина входила в совет директоров АО «Сочи-парк» (управляет тематическим парком площадью 25 гектаров и отелем «Богатырь» уровня четыре звезды) вместе с Романом Баталовым, который считается зятем Ткачёва. В октябре 2016 года газета «Ведомости» сообщала, что агрокомплекс получит контроль над холдингом «Акашево» в Марий Эл. В декабре того же года ООО «Агроактив», чьим единственным учредителем и гендиректором указана Лисицина, получило 100% ООО МФИ, которому принадлежит ООО «Птицефабрика Акашевская» — головная структура «Акашево».
О том, что крымские магазины «АТБ» купили структуры агрокомплекса имени Ткачёва, слышал топ-менеджер крупного агрохолдинга на юге России. По его словам, актив продавался с 2015 года, но потенциальных покупателей отпугивала слишком высокая цена.
Мария Лисицина какую-либо связь с агрокомплексом опровергает. Комментировать сделку с сетью «ПУД» она отказалась. Гендиректор агрокомплекса Евгений Хворостина заявил, что о сети ПУД и возможной сделке ему ничего не известно.
У «ПУД», по данным сайта сети, работает более 60 магазинов на Крымском полуострове: в основном в Севастополе, Симферополе и Ялте. Гендиректор «Infoline–Аналитики» Михаил Бурмистров оценил выручку сети в 2016 году примерно в 3,5 миллиарда рублей (без НДС). Весь актив, по его подсчётам, может стоить около 500 миллионов рублей, включая права аренды. «ПУД» — лидер розничного рынка Крыма с долей менее 4%, сказал Бурмистров. В число крупных сетей полуострова он также включил «Ассорти-продукт» (группа «Агроком» Ивана Саввиди), Auchan и Metro Cash&Carry. Весь оборот розничной торговли региона в 2016 году «Крымстат» оценил в 217,7 миллиарда рублей.
Агрокомплекс имени Ткачёва сегодня управляет примерно 600 магазинами в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области и Адыгее. Холдинг также рассматривает возможность развития розницы в Москве и Подмосковье. Согласно сайту Агрокомплекса, магазинов в Крыму у него нет, но в Симферополе работает распределительный центр холдинга, о чем говорится в его отчётности.
«Крым – малоконкурентный рынок, сети «Магнит» и X5 в ближайшее время сюда точно не придут. Для агрокомплекса регион удобен в плане логистики, а покупка «ПУД» даёт ему возможность начать мощную экспансию и собственных магазинов малого формата уже с пониманием особенностей рынка», – считает Михаил Бурмистров.
По мнению главы президиума Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Ломакина-Румянцева, развитию крупных сетевых форматов торговли в Крыму мешают сложности с доставкой продуктов и фактор сезонности, когда из-за наплыва туристов потребление возрастает в разы.
В ГК «Дикси» заявили, что не планируют выходить на рынок Крыма. Представитель X5 Retail Group заявил, что приоритеты развития компании на ближайшую перспективу – Урал и Западная Сибирь. В Metro Cash&Carry напомнили, что два магазина сети в Крыму не относятся к российскому подразделению ритейлера.
По материалам sevastopol.su